С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Это ещё не человеческие звуки, но и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
В возрасте 2-х недель ребёнок начинает реагировать на голос говорящего: перестаёт плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Малыш начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами – появляется реакция сосредоточения на речевом общении. Ребёнок уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.
В 2 – 3 месяца при общении со взрослым появляется гуление, улыбка, комплекс оживления.
В 4-е месяца происходит дифференцированность комплекса оживления, появляется смех. Малыш прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса.
В 5 месяцев осуществляется дифференциация направления звука, гуление становится певучим, ребёнок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. В дальнейшем путём подражания ребёнок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
В начале 6-го месяца появляется лепет. Лепет — это многократное повторение одинаковых слогов (агу-угу, тя-тя, ба-ба, ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и т. п.).
В 7 месяцев у ребёнка возникает готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик, звучащую игрушку.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
В возрасте 8 — 9 месяцев появляется реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма, общение с помощью жестов, мимики, игра в «Ладушки». Ребёнок понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам («Поцелуй маму», «Дай ручку», «Нельзя» и др.).
С 10 — 12 месяцев понимание речи ситуационное, малыш использует 1-3 «лепетных» слова, понятных при соотнесении с ситуацией.
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребёнка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу первого года жизни количество самостоятельных слов увеличивается, ребёнок понимает простую инструкцию, дополняемую жестами.
|